Первые хамамы относятся к VII веку. Считается, что культуру париться по-восточному турки переняли от арабов, а те, в свою очередь, от римлян. Показательно, что распространение хамамов в Азии шло одновременно с исламом. Сам пророк Мухаммед рекомендовал своим последователям принимать горячие бани, поскольку «чистота – половина веры». Но был тут и практический аспект: жар хамама повышает плодовитость, а молодая религия нуждалась в естественном пополнении своих рядов. Нередко под хамамы перестраивались храмы других религий и кое-где уцелевшие римские термы. Кстати, у последних хамам перенял последовательное расположение комнат с разной температурой: одна прохладная, другая теплая, третья горячая и влажная. Однако само назначение комнат изменилось. Например, в горячей парилке появились виртуозы-массажисты, чего не было в римском калдарии, а комнату сухого жара сменила небольшая потельня. Типичные восточные бани по сей день сохранились в Стамбуле и Бухаре. И хотя старинные бани теперь технически усовершенствованы, они все еще сохраняют былой облик как снаружи, так и изнутри. Хамам обогревался с помощью большого котла с водой, размещенного под полом или встроенного в стену. Пар, образованный от кипения воды, подавался через небольшое отверстие, находящееся на высоте полутора метров от пола. Кроме того, вся баня обогревалась теплым воздухом, поступавшим в специальную трубу, положенную под мраморным полом. Из-за близости котла пол в турецкой бане нагревался настолько, что без деревянных шлепанцев ходить по нему было невозможно.
Традиционная восточная баня строится по принципу «ладони»: вокруг центра парной («ладони») располагаются пять ниш («пальцев»). В каждой нише своя определенная температура: от 70 до 100 градусов. На воображаемом «сгибе кисти» размещается предбанник, температура в котором не поднимается выше 30-35 градусов. Тут купальщик не спеша раздевается, прогревается, готовясь к переходу в парную. Напротив двери из предбанника, в центре просторной парной, как на ладони, находится большой мраморный лежак, называется он «супа», что обозначает «плоский камень», или «чебек-таши» (буквально: «камень для живота»). Действительно, на горячий чебек ложатся животом, прогреваясь и распариваясь. Отсюда одна из любимых поговорок турков: «Пусть чебек всегда будет горячим!», что сродни нашему пожеланию здоровья и благополучия. Из круглого зала парной идут узкие проходы в те самые ниши-пальцы. Купальщик поочередно переходит из одной ниши в другую, увеличивая тем самым температурное воздействие и в конце концов отдается в руки опытного массажиста.
Турецкие банщики – истинные мастера общеукрепляющего массажа. Начинается он с головы и спускается к ногам. Со стороны может показаться, что массажист бесцеремонно колотит свою жертву. Бьет ее кулаком, хватает то за руку, то за ногу, выкручивает их, садится верхом, а то и топчет ногами. Но тот, кто находится на лежанке, млеет от удовольствия. Его тело освобождается от усталости, мышцы становятся гибкими, мысли – ясными. После массажа – мытье с помощью жесткой мочалки, смоченной в мыльном растворе. Далее – купание поочередно в трех бассейнах с опять же разнотемпературной водой. Польза от посещения турецкой бани налицо. Улучшается кровообращение, восстанавливается дыхание. Баня помогает от бессонницы, эффективно лечит угревые заболевания кожи, омолаживает и оздоравливает организм. Многие из очищающих эффектов восточных бань сегодня с успехом применяются в салонах красоты. Благодаря щадящей температуре и эффективным косметическим результатам турецкие бани особо популярны у женщин. Однако, разумеется, не следует считать хамам исключительно «женской» баней.